Классный
час "Терроризм – угроза жизни"
Цели:
- объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
- совершенствование у школьников знаний о
терроризме;
- основ безопасности в ЧС;
- формирование общественного сознания и гражданской
позиции подрастающего поколения.
Задачи:
1.
Изучить правила
поведения при теракте;
2.
Развивать навыки
поисковой, исследовательской работы;
3.
Формирование
умения работать в группах.
Оборудование:
- видеомагнитофон,
- телевизор,
- плакаты с надписями "Терроризм-уроза общества”,
"Война против беззащитных”,
- магнитная доска,
- заготовки для памяток.
(Вначале учащиеся
просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве,
Беслане, США).
Ход
беседы
Учитель.
Тероризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться
достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые
захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют
оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть
и дети. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей
стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в
Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления "Норд-Ост”.
Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана
(Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители
– всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе
172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…
Современную международную обстановку
трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма,
приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в
формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия
столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории,
так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью
доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять
размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость
разработки Федерального закона "О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998
года.
Сегодня мы собрались для обсуждения
проблемы, которая заявлена следующим образом: "Терроризм-угроза обществу”.
- Итак, что такое
терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в
подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.
Выступает
группа учащихся "Историки”.
Террор
- запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до
физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги,
взрывы, захват заложников).
Понятие "терроризм”, "террорист”,
появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда
с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово
"Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие
"терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.
В 1881 году народовольцами с помощью
самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом
охранки председатель Совета министров
П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в
России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их
стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские
работники.
В СССР терроризм до обострения
национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший
случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес
более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные
террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
Наша страна всерьез столкнулась с
терроризмом во время "перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было
совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году
в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек,
было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период
1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона
огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?
Начиная с 1992 года, в России широкое
распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц.
Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы,
предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…
Происходящее поражает сознание, но вот
парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к
сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.
Учитель: В чем же
сущность терроризма?
На этот вопрос нам ответят ребята из группы
"Политологи”.
Словари определяют понятие "терроризм”
как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти,
осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств
у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия
против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения
определенных политических, социальных или экономических целей.
Типы
современного терроризма:
- Националистический
- Религиозный
- Политический
Учитель. Какова современная статистика терроризма?
Слово
передаем второй группе "Статисты”.
Террористический акт не знает заранее
своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его
задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их
выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
·
1999 год Москве
взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.
- Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс,
Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не
повинные граждане России.
- Октябрь 2002 – захват заложников в Москве –
Театральный центр на Дубровке.
- 6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского
метро, унесло жизни около 50 человек.
- Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди
наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
- 12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе
Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
- 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло -
17 человек, 74 получили ранения;
- 5 декабря взрыв в электричке в Есентуках –
погибли 32 человека, ранено - 150.
- 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади
(погибли 7 человек, ранено-13.)
- 2004 год весь мир заставил содрогнуться новая
серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24
августа с гибелью 90 человек.
Разгул терроризма – сегодня не только
российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют
многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового
центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в
одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида
(Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.
Учащиеся на магнитной доске вывешивают
плакаты:
Только в 2000 году в мире было совершено
423 террористических акта
405 человек погибли
791 получили ранение!
|
За десять лет совершено
6500 актов международного терроризма, от которых
погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!
|
Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных
правилах поведения в условиях угрозы террористических актов, мы просим
рассказать нашего гостя, представителя Надымского МЧС (Ф. И.О.)
Беседа:
Ребята, как же не стать жертвой
теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и
мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный
Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь
следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)
Что такое гражданская бдительность?
(Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка,
чемодан и т. д.))
Какие действия необходимо применить
при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать,
зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия
милиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь
дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой
слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
Если вам поступила угроза по телефону
вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп
речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные
органы).
Если рядом прогремел взрыв, ваши
действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных
ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь,
выполнять все распоряжения спасателей).
Если вы оказались в числе
заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать
истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без
разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).
Рефлексия.
По итогам беседы,
учащимся дается такое задание.
Группам учащихся
выдаются карточки.
"Закончи
предложения, текст” Например:
Карточка
№1 "При террористических актах может…”
Возникла стрельба,
ты оказался на улице, твои действия ……………
Карточка
№2 "Если ты оказался в заложниках…”
Помни:……………..
Карточка
№3 "Если вам поступили угрозы по телефону”
Вы
должны:…………………………………..
Карточка
№4 "Вы обнаружили подозрительный предмет”
Ваши действия:
…………………………..
Карточка
№5 "Если вы услышали выстрелы, находясь дома”
Вам необходимо:
Карточка №
6 "Если рядом прогремел взрыв”
Ваши
действия…………………
После работы в группах, повторение
правил, учащимся раздаются памятки "Если ты оказался заложником”.
Учитель. Какой
вывод можно сделать из состоявшейся беседы?
(Ответы учащихся)
Таким образом, можно сделать вывод,
что терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают
негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей
предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами
правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять
терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.
|