План-конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа России» - Мои статьи - Каталог статей - Светлана Бугаенко - сайт учителя
Четверг, 23.10.2014, 06:18

U4ilka - персональнй сайт учителя

Категории раздела
Светлана Бугаенко
Светлана Бугаенко
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа России»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Алексеевка Белгородской области

 

План-конспект открытого урока

по окружающему миру в 3 классе по программе  «Школа России»

 от17.02.2009 г. учителя  начальных классов

Бугаенко Светланы Анатольевны

 

Тип урока -  «Урок изучения новых знаний и способов действий»

 

Тема урока: Экологическая безопасность.

Цели урока:

Ø     организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по экологической безопасности (экология, цепь загрязнения, бытовой фильтр);

Ø     создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

Ø     помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.

Оборудование:

 

1.     Бытовой фильтр: колба, химические стаканы, стеклянные палочки, вата, воронки, бумажные фильтры.

2.     Крупный и мелкий песок.

3.     Карточки с терминами.

Ход урока

I. Организация начала учебного занятия.        

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. Это- Земля. Жизнь начинается…(Откройте глаза). Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно...».

 Актуализация субъектного опыта учащихся.

1.     Беседа.

- Что подразумевается под всем живым? (человек, растения, животные)

- Что необходимо для жизни? (вода, солнце, воздух, почва)

- Как вы понимаете слово « охрана»? (защита)

  Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как защитить себя от вредного воздействия окружающей среды.

- Тема урока «Экологическая безопасность». (Слайд № 1.)

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим домашнее задание.

IV. Проверка домашнего задания.

1.     Тест.

2.     Самопроверка и взаимопроверка.

3.     Проверка задания №6  в рабочей тетради (с.6) (Учащиеся рассказывают сообщения о растениях, ядовитых грибах и опасных животных, которые подготовили дополнительно). Слайд №2, слайд №3, слайд №4.

-Ваши знания нам очень пригодятся для изучения новой темы.

III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

III. Изучение новых знаний и способов действий.

1.     Рассказ учителя.

          - Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

«Экос» - по-гречески значит «дом», «логос» - «учение, наука».

- Что же означает слово «экология»?

(Экология - это наука о нашем общем доме.) Слайд № 6.

          Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

            Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

             Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.

            Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье.

-Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы сами. В сутки образуются миллионы тонн отходов.

-Как загрязняющие вещества попадают в организм человека, мы узнаем из информации учебника.

2.     Работа по учебнику (с.29-30).

Учащиеся читают вслух текст «Экологическая безопасность» (с.29 – 30).

Учитель:

-Назовите пути поступления загрязнённых веществ в организм человека. (Воздух, вода, продукты.) Слайд № 7.

-Как защититься от грязного воздуха и воды, от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества, вы узнаете, прочитав советы учебника I ряд - с.31, II ряд - с.32, III ряд – с.33.

- Дети, а кто из вас любит газированные напитки, шоколадные батончики, чипсы?

Слайд  №8 (о продуктах)

-Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» - всё это, без сомнения вкусные, но вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители так далее. Чипсы - это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов – чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем пить такую жидкость.

-Как вы думаете, полезны такие продукты?

-Как можно определить, полезен продукт или вреден для здоровья?

3.     Работа в рабочей тетради (с.17 №1).

-Прочитайте.

- Запишите определение «экологической безопасности».

- Если это задание вызвало у вас затруднение, воспользуйтесь помощью учебника.

 (Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия окружающей среды.) Слайд №9

-С какими новыми терминами мы познакомились? («Экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»).

-Давайте запишем их в словарик.

-Обратите внимание, как выглядит бытовой фильтр с.32.

-А сейчас мы с вами будем очищать грязную воду.

4.     Практическая работа  в парах «Как очистить грязную воду». Слайд №10 памятка «Помогай-ка».

 

План работы

Соберите водяной фильтр:

a)     Возьмите пустой химический стакан, вставьте в него лейку, в лейку вложите фильтр.

b)    На фильтр положите слой ваты и слой песка.

Проведи опыт: Вылейте на фильтр грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью.

- Что полилось в пустой стакан? (Совершенно чистая вода.)

-Как вы думаете можно ее пить? (Нет) Она ещё не питьевая! Сделанный вами фильтр не способен очистить её от химических примесей. А только от механической грязи.

Физминутка.

 

5.     Работа в группах. Слайд №11

Ученики делятся на три группы. Каждой группе даются три задания:

1)     Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр» (термины записаны на карточках, стоят на столе.)

2)     Составить памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая - о воздухе, третья – о продуктах).

 

Проверка того, как дети понимают термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр». От каждой группы выступает по одному человеку, остальные уточняют и добавляют его ответ.

Далее проверяется составленные памятки экологической безопасности.

Примеры:

Воздух

-не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;

-Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомобиля – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении газом даже умереть;

-не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог;

-разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух; очищает и увлажняет воздух кондиционер; попроси взрослых не курить в квартире.

Вода

-нельзя купаться возле промышленных стоков;

-пей только кипячёную или очищенную воду;

-очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров.

Продукты

-не собирай грибы. Ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов;

-перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;

-не ешь продукты, в которых истёк срок хранения;

-все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.

-Вы отлично поработали в группах и постараетесь хорошо выполнить самостоятельную работу.

IV. Первичная проверка понимания новых знаний и способов действий.

1.     Самостоятельная работа

Каждому ученику выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе.

 

- Экономно относясь к продуктам,

 

-Включая свет,

 

-Сортируя мусор,

 

Починив протекающий кран,

 

 

-Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки.

 

-Изучая природу,

 

 

-Охраняя растения,

 

 

 

…экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения.

…бережёшь чистую воду.

 

…узнаешь, как её сберечь.

 

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

 

…бережёшь плодородные земли и труд людей.

 

…бережёшь чистый воздух.

 

 

…сохраняешь леса.

 

2.     Самопроверка по карточке «Проверь».

Слайд №11.

V. Информация о дифференцированном домашнем задании.

1.     Прочитать текст в учебнике «Экологическая безопасность» С.29-33;

Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.34.

2.     Задание № 3,4,6 в рабочей тетради с.20 (дополнительное).

(Придумай условные знаки к правилам личной экологической безопасности).

При подготовке к домашнему заданию вы можете использовать различные источники информации: учебник «Мир вокруг нас», книгу «Первые экологические уроки», интернет.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Закончите предложение.

Экологическая безопасность – это….   

Слайд №12.

«Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды».

- Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.

-Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке в дальнейшем?

-Если пригодятся, то где?

-Закончите предложение.

Урок заставил меня задуматься над…

-Что вы открыли для себя нового?

-Из картинок сложите «цепь загрязнения».

Категория: Мои статьи | Добавил: IIIa66uMEM6eP (16.01.2011)
Просмотров: 7512 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: