Организация промежуточной и итоговой аттестации учащихся и использование учителями современных педагогических техноло - Мои статьи - Каталог статей - Светлана Бугаенко - сайт учителя
Четверг, 08.12.2016, 21:06

U4ilka - персональнй сайт учителя

Категории раздела
Светлана Бугаенко
Светлана Бугаенко
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация промежуточной и итоговой аттестации учащихся и использование учителями современных педагогических техноло

Организация промежуточной и итоговой аттестации учащихся в 2009-10 учебном году и использование учителями современных педагогических технологий при подготовке к государственной (итоговой) аттестации

 

       Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Этот вопрос я задала себе. Для этого сначала нужно разобраться, что представляет собой ЕГЭ. Как известно, в течение нескольких последних лет Министерство образования РФ проводит эксперимент, нацеленный на поиск новых форм проведения выпускных экзаменов в школе. Одна из форм – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Экзамен состоит из трёх частей. Проанализировав задания ЕГЭ за несколько лет, можно сделать вывод о возможности начала подготовки к этому виду проверки знаний уже в начальной школе. Часть первая заданий ЕГЭ представляет собой перечень текстовых заданий по основным разделам предмета. Все задания – это тесты с выбором ответа; в каждом дано 4 варианта ответов, из которых правильным является только один. Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с новым видом заданий уже в начальной школе. Заглянув в интернет, я убедилась, насколько актуальны эти вопросы.

      "Каким быть единому государственному экзамену" глава Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов сообщил, что, возможно, в будущем система ЕГЭ будет использоваться для внешней оценки знаний школьников начальных и средних классов. Из регионов все чаще поступают предложения проводить ЕГЭ среди школьников, окончивших 4-й класс. Это помогло бы выяснить, каков уровень усвоения программы, чтобы за оставшиеся два года обучения восполнить пробелы в знаниях. Аналогичным образом можно оценивать качество преподавания в начальной школе. По данным Рособрнадзора, в 5-м классе успеваемость резко падает, это говорит либо о плохой подготовке в младших классах, либо о том, что в средней школе требования учителей завышены или принципиально иные. В этом случае ЕГЭ позволит выяснить, действительно ли у школьников в это время снижается интерес к учебе. Также он подчеркнул, что введение единого экзамена в начальной и средней школе должно носить "безответственный характер" - то есть за плохие оценки школьника наказывать нельзя. Цель такого испытания - провести мониторинг качества работы школы.

          Сейчас почти во всей  начальной школе и в методических рекомендациях к ней введено тестирование по основным предметам (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика). Дети постепенно учатся работать с тестами так же, как раньше работали с индивидуальными карточками. Если учитель не увиливал от этой формы работы на уроках, то к 4 классу они спокойно и уверенно смогут выполнить работу. Хочется добавить, что подготовка к ЕГЭ в начальной школе уже начата "продвинутыми" учителями. Так как это дело новое наши передовики предлагают свои варианты: тестирование, решение практических задач, ваполнение компетентностно-ориентированных заданий и, конечно компетентностную контрольную на основе единого текста - вот сколько вариантов!

        Основой подготовке к экзамену является тестирование. Чем раньше начать подготовку, тем скорее можно будет получить результат работы. Пробные тестирования структурно похожие на итоговый выпускной экзамен помогут школьнику, быстрее освоится в изучении технологии тестирования, а так же это предоставит информацию о общей готовности учеников в плане их дальнейшего развития и обучения.

         С недавнего времени, в наш век компьютеризации, стало популярным проводить он-лайн тестирования в специально оборудованных классах. С помощью проекторов и  электронных досок, детям можно быстро и доступно на основе презентаций показать тестирование и в тот же момент разобрать его особенности и ход решения. В тесном контакте с детьми учителю гораздо проще объяснить сложные темы и ускорить усвоение программы обучения.


Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

 

Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
           Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

            Я работаю по программе «Школа России», которая не предусматривает подготовку к ЕГЭ (как впрочем, и другие программы начального обучения), но так как у нас в области практикуют проведение итоговой аттестации как раз в такой форме, соответственно внесла коррективы в свою работу. На уроках окружающего мира применяю 10 минутные тесты с целью проверки домашнего задания, особенно успешно проходят те из них, где предполагается ответ «да»- «нет». На уроках русого языка и математики тематические тесты, которые провожу по окончанию изучения той или иной темы. Они позволяют проверить знания терминологии, правил и принципов, умение анализировать материал, а также сразу выявить пробелы в знаниях учащихся, над которыми нужно работать дополнительно. Тестовые вопросы предполагают развитие речи, логического мышления. В процессе такой работы сталкиваюсь с трудностью общего развития учащихся, с непониманием значения слов и поставленных вопросов, требуемого выполнения задания. Особенностью учащихся начального этапа обучения является быстрое забывание ранее изученного материала при переключении на другую тему. В 4 классе веду целенаправленную работу по подготовке к итоговой аттестации. Практически на каждом уроке отвожу 5-10 мин на выполнение заданий из пособия           

          Несмотря на то, что отношение учителей и методистов к применению тестов в начальной школе неоднозначно, в настоящее время необходимо вести  работу по постепенному введению данной формы контроля в процесс обучения, что в свою очередь будет соответствовать социальному заказу общества.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: IIIa66uMEM6eP (16.01.2011)
Просмотров: 607 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: