Организация
промежуточной и итоговой аттестации учащихся в 2009-10 учебном году и
использование учителями современных педагогических технологий при подготовке к
государственной (итоговой) аттестации
Может ли
учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного
возраста? Этот вопрос я задала себе.
Для этого сначала нужно разобраться, что представляет собой ЕГЭ. Как известно,
в течение нескольких последних лет Министерство образования РФ проводит
эксперимент, нацеленный на поиск новых форм проведения выпускных экзаменов в
школе. Одна из форм – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Экзамен состоит из
трёх частей. Проанализировав задания ЕГЭ за несколько лет, можно сделать вывод
о возможности начала подготовки к этому виду проверки знаний уже в начальной
школе. Часть первая заданий ЕГЭ представляет собой перечень текстовых заданий
по основным разделам предмета. Все задания – это тесты с выбором ответа; в
каждом дано 4 варианта ответов, из которых правильным является только один. Таким
образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с новым видом заданий уже в
начальной школе. Заглянув в интернет, я убедилась, насколько актуальны эти
вопросы.
"Каким быть единому государственному
экзамену" глава Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор
Болотов сообщил, что, возможно, в будущем система ЕГЭ будет использоваться для
внешней оценки знаний школьников начальных и средних классов. Из регионов все
чаще поступают предложения проводить ЕГЭ среди школьников, окончивших 4-й класс.
Это помогло бы выяснить, каков уровень усвоения программы, чтобы за оставшиеся
два года обучения восполнить пробелы в знаниях. Аналогичным образом можно
оценивать качество преподавания в начальной школе. По данным Рособрнадзора, в
5-м классе успеваемость резко падает, это говорит либо о плохой подготовке в
младших классах, либо о том, что в средней школе требования учителей завышены
или принципиально иные. В этом случае ЕГЭ позволит выяснить, действительно ли у
школьников в это время снижается интерес к учебе. Также он подчеркнул, что
введение единого экзамена в начальной и средней школе должно носить
"безответственный характер" - то есть за плохие оценки школьника
наказывать нельзя. Цель такого испытания - провести мониторинг качества работы
школы.
Сейчас почти во всей начальной школе и в методических
рекомендациях к ней введено тестирование по основным предметам (русский язык,
литературное чтение, окружающий мир, математика). Дети постепенно учатся
работать с тестами так же, как раньше работали с индивидуальными карточками.
Если учитель не увиливал от этой формы работы на уроках, то к 4 классу они
спокойно и уверенно смогут выполнить работу. Хочется добавить, что подготовка к
ЕГЭ в начальной школе уже начата "продвинутыми" учителями. Так как
это дело новое наши передовики предлагают свои варианты: тестирование, решение
практических задач, ваполнение компетентностно-ориентированных заданий и,
конечно компетентностную контрольную на основе единого текста - вот сколько
вариантов!
Основой
подготовке к экзамену является тестирование. Чем раньше начать подготовку, тем
скорее можно будет получить результат работы. Пробные тестирования структурно
похожие на итоговый выпускной экзамен помогут школьнику, быстрее освоится в
изучении технологии тестирования, а так же это предоставит информацию о общей
готовности учеников в плане их дальнейшего развития и обучения.
С
недавнего времени, в наш век компьютеризации, стало популярным проводить
он-лайн тестирования в специально оборудованных классах. С помощью проекторов
и электронных досок, детям можно быстро
и доступно на основе презентаций показать тестирование и в тот же момент
разобрать его особенности и ход решения. В тесном контакте с детьми учителю гораздо
проще объяснить сложные темы и ускорить усвоение программы обучения.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель
является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся
выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь
учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов,
самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных
педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала
пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые
плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и
возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в
ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя
предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых
случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если
учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.
Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко
распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди,
имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный
метод – это форма
взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют
друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные
участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером
урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если
пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные
больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и
интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность,
они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее
современную форму активных методов.
Интерактивный
метод . Интерактивный
(«Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать,
находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от
активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие
учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к
направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также
разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в
ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными
составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания,
которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько
закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Я
работаю по программе «Школа России», которая не предусматривает подготовку к
ЕГЭ (как впрочем, и другие программы начального обучения), но так как у нас в
области практикуют проведение итоговой аттестации как раз в такой форме,
соответственно внесла коррективы в свою работу. На уроках окружающего мира
применяю 10 минутные тесты с целью проверки домашнего задания, особенно успешно
проходят те из них, где предполагается ответ «да»- «нет». На уроках русого
языка и математики тематические тесты, которые провожу по окончанию изучения
той или иной темы. Они позволяют проверить знания терминологии, правил и
принципов, умение анализировать материал, а также сразу выявить пробелы в
знаниях учащихся, над которыми нужно работать дополнительно. Тестовые вопросы
предполагают развитие речи, логического мышления. В процессе такой работы
сталкиваюсь с трудностью общего развития учащихся, с непониманием значения слов
и поставленных вопросов, требуемого выполнения задания. Особенностью учащихся
начального этапа обучения является быстрое забывание ранее изученного материала
при переключении на другую тему. В 4 классе веду целенаправленную работу по
подготовке к итоговой аттестации. Практически на каждом уроке отвожу 5-10 мин
на выполнение заданий из пособия
Несмотря на то, что отношение учителей и методистов к применению тестов
в начальной школе неоднозначно, в настоящее время необходимо вести работу по постепенному введению данной формы
контроля в процесс обучения, что в свою очередь будет соответствовать
социальному заказу общества.
|