Создание организационно-педагогических условий для формирования информационной культуры младших школьников - статья - Мои статьи - Каталог статей - Светлана Бугаенко - сайт учителя
Четверг, 08.12.2016, 21:07

U4ilka - персональнй сайт учителя

Категории раздела
Светлана Бугаенко
Светлана Бугаенко
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Создание организационно-педагогических условий для формирования информационной культуры младших школьников - статья

Создание организационно-педагогических условий для формирования информационной культуры младших школьников

Выступление учителя начальных классов Бугаенко С.А.

на августовской секции учителей

           В последние десятилетие интерес к формированию информационной культуры детей, подростков, юношества со стороны специалистов, так и общественного характера неуклонно растёт. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми занятиями и умениями. Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информацией огромен, но он удваивается каждые 10-15 лет. В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Поэтому возникла необходимость научить работе с текстом, сокращать его постоянно до тех пор, пока это не станет невозможным. Простота – это то, что дается труднее всего на свете.

       «Информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне» (Е.Л.Харчевникова).[1]

Следует специально оговорить принципиальное положение: понятие «информационная культура» не связано исключительно с использованием современных информационных (компьютерных) технологий. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (будь то книга, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.

            Информационная культура – часть общей культуры, обеспечивающей полноценное развитие личности. В начальном образовании по мере усвоения детьми элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве их с окружающим миром школа должна позаботиться об обучении детей рациональным, экономным по затрате времени и сил приемом работы с информацией, каких бы информационных источников это не касалось.

       Последовательное и продуманное обучение школьников работе с разными носителями информации, обучение быстрому ориентированию в информационном потоке, развития способности анализировать, перекодировать, создавать, хранить, распространять информацию есть не что иное, как отвечающее нуждам образования общеучебные умения. Таким образом, процесс формирования информационной культуры можно и нужно рассматривать не как альтернативу, а как составную часть программы развития умений общеучебного характера, как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников. Процесс формирования информационной культуры учащихся предполагает наличие ряда составляющих или вариантов.

        I вариант: это работа в библиотеке. Возникла информационная потребность у ребёнка и чаще всего не его, а просто требования учителя. Именно библиотека может довольно много сделать в этом направлении. Источников информации много, т.е. книг – несколько вариантов. И хорошо, если учитель заранее даст ребёнку своеобразный план поиска информации. Что конкретно нужно? Например, нужен материал на тему: «Красная книга животных России». Учитель даст схему, чтобы ребёнку легче было справиться с материалом.

1.     Определение (Что такое и зачем?)

2.     Внешний вид.

3.     История создания.

4.     Кем и когда придумана?

5.     Занесение животных в красную книгу.

6.     Примеры.

7.     Способствует чему?

       Умению организовать информацию можно тоже учить не только при подготовке крупных форм: рефератов или сочинений. Иногда достаточно научить человека составлению простейших схем и таблиц, чтобы он дальше смог сам уточнять любой запрос и сортировать любую информацию. А это серьёзные умения, которые, кстати, при лекционной системе занятий, формируются довольно долго. Вообще, одно из главных свойств детей, умение многое усваивать «между делом», по пути к решению конкретной задачи. Это свойство надо максимально использовать при индивидуальной работе, ведь часто теоретическая информация проходит мимо, поскольку сию минуту ребёнок в ней не нуждается.

       II вариант: это работа с компьютером. В настоящее время подход к обучению компьютерной грамотности характеризуется сменой приоритетов. Вместо лозунга программирование – вторая грамотность, приходит осознание, что общения с ЭВМ, персональным компьютером становится частью общечеловеческой культуры.

      Современные условия диктуют необходимость подготовки широких слоёв населения, знающих возможности компьютерной техники и имеющих навыки её практического применения. Конечной целью обучения компьютерной грамотности является подготовка компетентных конечных пользователей компьютерной техники, способных самостоятельно применять программное обеспечение обработки текстовой, табличной, графической информации, работать в компьютерных сетях, владеть навыками работы с гипертекстами и мультимедиа. При таком подходе основное внимание уделяется возможностям компьютера. При этом подходе сама информация, её виды и соответствующие им возможности остаются на втором плане.

       В   компьютере порой заложена научная информация для старшеклассников  или студентов. Найдя по теме информацию, младший школьник просто перекачивает её, не понимая сути, терминологию. Задача учителя дать соответствующую схему, таблицу, научить ребёнка перерабатывать информацию. Следовательно, компьютерная грамотность современного человека не способствует должной мере приобретению знаний и умений по работе с информацией.

       Электронная вычислительная машина оперативно выдаёт на экран терминала результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени, а на поиск информации порой ещё больше. Вот почему с особой остротой встаёт вопрос о повышении скорости чтения, что и является наиболее важным условием формирования информационной культуры.

     Особенно велико значение техники чтения в школе. Проведённые исследования показали, что  между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся «на хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%. Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается и на учёбе в вузе.

     Из этого следует, что в условиях современного информационного кризиса, возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организованно таким образом, чтобы отсеивая лишнее, мы умели выбирать лишь существенно новое, составляющее основу знаний. Современная лингвистика утверждает, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75 %. Практически только 25%  объёма текста несут основной смысл для читателя.

      Известный психолог Л.С. Выготский ещё в 1931 году писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения.

       Навыки быстрого чтения обеспечивают следующее:

1.     Помогут справиться с информационным взрывом.

2.     Гарантирует максимальное возмещение затрат, времени и усилий, вложенных вами в чтение.

3.     Покажут различия между полезным смыслом и бесполезным объёмом текста.

4.     Помогут вам приобрести принципиально новые качества в организации внимания, памяти и дальнейшей успешной работы.

    Так работу над техникой чтения надо начинать с первого класса.

1.     Учим буквы, учим читать слоги, слова видя целое слово.

2.     Проверка техники чтения каждый месяц.

3.     Обязательно ставим цель. Зачем это нужно? Где пригодится?

4.     Объяснение приёмов (видим слово, затем два три слова рядом).

5.     Обязательно выясняем понимание текста (пересказ).

6.     Учим сокращать тексты (краткая запись в задаче).

       Работу над техникой чтения можно усложнять до 4 класса, это зависит от учителя. Самое интересное, что работа над техникой чтения проводится только в начальной школе. Навык быстрого чтения повышается с каждым годом, если знать некоторые приёмы чтения и иметь к этому интерес.

1.     Чтение целыми фразами, видеть сразу 2-3 фразы.

2.     Повышенное внимание.

3.     Сканирование текста.

       В процессе такого движения глаз вы не формально двигаете глазами, ищите самое интересное, самое главное на странице.

4.     Поиск ключевых фраз.

5.     Чтение по вертикали.

6.     Начиная чтение иметь чёткую цель и мотив.

       Чтение является неотъемлемой частью обучения, воспитания, образования и практической профессиональной деятельности человека. Навыками элементарного чтения в детстве и начальной школе овладевают под руководством родителей и учителей. Дальнейшее развитие культуры чтения происходит постепенно, при этом с разной успешностью. Если на какой-либо ступени развития человека, особенно в начале учения, возникают проблемы в чтении, то психологический груз этих недочётов человек проносит до конца жизни. Несовершенство оказывает воздействие на формирование личности и интеллекта, на интересы и познавательные потребности, духовную сферу человека, на качество его профессиональной деятельности и подготовки.


 

Категория: Мои статьи | Добавил: IIIa66uMEM6eP (16.01.2011)
Просмотров: 1537 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: