Экологическое занятие для учащихся 4 класса Тема: «Берегите воду!» - 16 Января 2011 - Блог - Светлана Бугаенко - сайт учителя
Четверг, 08.12.2016, 21:07

U4ilka - персональнй сайт учителя

Светлана Бугаенко
Светлана Бугаенко
Друзья сайта

Блог

Главная » 2011 » Январь » 16 » Экологическое занятие для учащихся 4 класса Тема: «Берегите воду!»
13:18
Экологическое занятие для учащихся 4 класса Тема: «Берегите воду!»

Экологическое занятие для учащихся 4 класса

Тема: «Берегите воду!»

 

Цель занятия:

-рассмотреть причины загрязнения водоёмов;

-ознакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;

- учить бережно, относиться к воде и экономить её.

Ход занятия:

Учитель:

                                  Вы слыхали о воде?

                                  Говорят она везде!

Первая капелька:

                                  В луже, в море, в океане,

                                  И в водопроводном кране.

                                  Как сосулька, замерзает,

                                  В лес туманом заползает.

Вторая капелька:

                                  Ледником в горах зовётся,

                                  Лентой серебристой вьётся.

                                  Средь высоких стройных елей

                                  Рушится потоком селей.

Третья капелька:

                                  На плите у вас кипит,

                                  Паром чайника шипит,

                                  Растворяет сахар в чае.

Учитель:             

                                  Мы её не замечаем,                      

                                  Мы привыкли, что вода-

                                  Наша спутница всегда.

Капельки (вместе):

                                  Без меня вам не умыться,

                                  Ни наестся, ни напиться!

 

Учитель:

                                 Смею вам я доложить

                                 Без воды нам не прожить.

- Дети, оказывается, вода находится в опасности. Почему? ( Выслушиваются ответы детей.)

-Чистой воды на Земле становится всё меньше, а потребность в ней возрастает.

   Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода солёная вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

   Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.

   В последние столетия естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

Учитель читает сказку «Жила-была река» А.А. Рыжкова, затем идёт обсуждение сказки.

Жила-была река (экологическая сказка)

   Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручей­ком, который прятался среди высоких стройных елей и белостволь­ных берез. И все, говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

  Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и по­просили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в ка­менные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

  Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее бе­регах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины  электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

  Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покры­лась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

   «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо ухо­дить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

   Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

   А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчез­ла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

   И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои за­пасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Доро­гие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был со­всем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

  Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

  Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

  А недавно Реку сделали самым почетным горожанином города, а День ее возвращение отмечают как самый главный праздник.

 

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

- Как речка помогала людям?

-Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

- Какой стала река после встречи с людьми. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они ещё могли бы сделать для своей реки?

-А что вы бы могли сделать для нашей речки Тихой Сосны?

-Как люди нашего города относятся к реке – так же, как люди из сказки или по-другому?

Вывод: Не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.

 

Ученики рассказывают стихотворение Б.Заходера «Течёт река».

Первый ученик:

Течет река издалека...

Течет река... Течет река...

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

 

Второй ученик:

Течет река... Течет река...

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне...

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

 

Третий ученик:

Но что такое? Караул!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз, наоборот,

На мель садится пароход

Средь бела дня, какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далеко до буйка,

Тут глубока была река.

 

 

Четвёртый ученик:

Была. Вот именно - была.

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем...

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели...

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк.

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

 

Обсуждение стихотворения.

- О чём это стихотворение?

- Почему в реке исчезла вдруг вода?

- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

- О чём напоминает каждому это стихотворение?

- Не расходуйте воду напрасно! Берегите её!

 

Итог занятия:

- Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей?

- Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

- Как каждый человек должен беречь воду?

Просмотров: 3049 | Добавил: IIIa66uMEM6eP | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: